mamya.ru 🤰

Нарушение речи у детей

 

Нарушение речи у детей

Особенности нарушения речи у детей
 

С самого рождения малыш слышит, как родители общаются с ним, как они общаются между собой и, естественно, он тоже учится говорить. Ребенок пытается повторять все звуки за окружающими его людьми. Конечно как минимум до полугода у него это плохо получается, но это не повод сразу начинать волноваться. А вот если к 7 – 9 месяцам ребенок не говорит одинаковыми слогами, не пытается агукать – только тогда стоит задуматься все ли в порядке.

Причины нарушений речи у детей

Причины нарушения развития речи у детей могут быть совершенно разные. Начиная от самых элементарных, о которых знает любой родитель, и заканчивая тяжелыми случаями.
К первым можно отнести нарушение слуха. Малыш плохо слышит окружающих его людей, плохо распознает звуки, слова и интонацию. Постоянные болезни в первые месяцы жизни малыша. Это все сказывается на развитии речи.
Ко вторым относятся такие сложные случаи, как: неправильное внутриутробное развитие, послеродовые травмы, генетическая предрасположенность и многое другое. На нарушение речи у детей дошкольного возраста могут повлиять удары или падения. Малыши в этом возрасте начинают активнее двигаться, много бегать и прыгать, поэтому здесь причиной может стать и тяжелые травмы, полученные в ходе игры или занятия активным видом спорта.

Виды нарушения речевых способностей у детей

  1. Дислалия – нарушение произношения некоторых звуков.
  2. Дизартрия – это такое расстройство речи, которое выражается в затруднении произношения некоторых слов и звуков.
  3. Алалия – тяжелая стадия затруднений в речи, при котором речь отсутствует частично или полностью. 
  4. Ринолалия – бывает из-за неправильного строения речевого аппарата.
  5. Заикание – нарушение речи, которое характеризуется частым прерыванием звуков, слогов или слов.

Диагностика нарушений речи у детей


Стоит сразу сказать, что, прежде чем бить тревогу и говорить, что у ребенка есть какие-либо нарушения в речи, лучше для начала показать ребенка логопеду, который уже в первую очередь проведет осмотр всех органов речевого аппарата (губы, язык, челюсть), а уже во вторую очередь умение произносить разные звуки и слоги. 

Что касается малышей, у которых проблем с речью избежать не удалось, то здесь все сложнее. Речевые нарушения речи у детей могут повлиять на множество других трудностей в развитии. Учеными уже не раз отмечалось, что в первую очередь отстает в развитии зрительное восприятие. Результаты множества исследований показывают, что элементарные предметы, которые окружают ребенка постоянно, он способен распознать с легкостью. Труднее узнавать предметы при каких-либо окружающих факторах (шум, наложение). 

Отсюда возникают такие проблемы, как: ошибки опознания, увеличение времени восприятия объекта, неуверенность в своих действиях и ответах.
Во вторую очередь нарушение развития речи у детей влияет на способность рисования ребенка. Рисунки детей с отсталым развитием речи, отличаются своей скудностью и бедностью. Мелких деталей меньше либо они нарисованы крупнее нормы. Письменная речь также отчасти нарушена. Способность быстро и правильно считать на низком уровне. Соответственно восприятие у детей с нарушением речи сильно искажается. 


Тяжелое нарушение речи у детей

При тяжелых нарушениях речевых способностей, детей невозможно отдать в различные детские учреждения. Недостаток общения с другими сверстниками приводит к тому, что ребенок становится замкнутым с частыми нервными срывами. 

Основной признак тяжелого нарушения речи это, конечно, сильная ограниченность средств речевого общения. При этом слух ребенка находится в идеально здоровом состоянии. А интеллект ничем не отличается от интеллекта сверстников. Трудно не заметить в компании малыша с отсталым развитием речи, а современный мир настолько жесток, что больной малыш начинает чувствовать себя ущербным, вследствие чего у него нарушается психика.

Главное, для ребенка с затрудненными речевыми способностями – это, конечно, поддержка и внимание родителей. Ведь никто, кроме них неспособен так хорошо понять, что нужно ребенку для полного комфорта. Коррекция нарушений речи у детей в первую очередь тяжким и долгим трудом ложится на плечи родителям. Выполнять все указания логопеда приходится ежедневно, а кто, как не самые близкие люди будут этим заниматься? Только они искренне верят в то, что их ребенок скоро поправится, мотивируя при этом самого малыша не опускать руки и с новыми силами трудится над своим недугом.